«Все продолжают учиться, несмотря ни на что»

Белгородские студенты — об учебе под обстрелами и спорах с ректором БелГУ

29
May
,
2024
Анастасия Карякина

С начала 2024 года в телеграм-канале Белгородского государственного университета (БелГУ) регулярно появляются сообщения о ракетной опасности в городе и области. Во время обстрелов за последние полгода несколько раз пострадали вузы Белгорода.

Как учатся и живут студенты в обстреливаемом Белгороде — рассказывает «Гроза».

Мы изменили имена героев по их просьбе.

«Ну, пишите заявление на индивидуальный график». Как устроена безопасность в белгородских вузах

Один из самых крупных обстрелов в Белгороде произошел 30 декабря 2023 года. Ректор БелГУ Евгения Карловская рассказывала, что здания пострадали не сильно, но в двух корпусах были выбиты окна, в том числе в здании медицинского колледжа. Тогда же ранения получил охранник БелГУ.

В тот же день в Белгородский технический университет имени Шухова (БГТУ) в здание вуза попал снаряд, а во время обстрела 24 марта 2024 года еще один снаряд прилетел в общежитие.

Студенты, которые учатся в вузах Белгорода, утверждают, что ситуация в городе по сравнению с прошлым годом стала намного хуже.

Многие из обучающихся уезжают из города. Студентка БелГУ Екатерина рассказывает, что прилеты в городе случаются регулярно.

«У нас буквально недавно прилетело, тоже как раз в район, где живут у меня одногруппники. Просто резко все уехали из-за этого. Даже не застрахован никто от этого <...> У меня практически вся группа, кто смог, они уехали», — рассказывает студентка БелГУ Екатерина.

Другая студентка БелГУ Валентина утверждает, что после обстрелов 30 декабря город покинули и многие преподаватели: «На моем факультете уволилось несколько человек, которые просто уехали из города, как раз по причинам того, что в городе небезопасно».

Как объясняет девушка, в городе погибло несколько преподавателей вузов и их родных. Например, в феврале 2024 года в результате ракетного обстрела погибла преподавательница института инженерных и цифровых технологий БелГУ Любовь Губкина. А в октябре 2023 года у преподавательницы БГТУ Олеси Акифи в результате атаки беспилотника погибли дочь и родители. Муж Акифи и она сама получили ранения.

На Белгороде война против Украины стала отражаться сразу — по словам студентов, обстрелы начались еще в конце февраля 2022 года. Когда осенью 2022 взрывы участились, студентов перевели на дистант. Но на опасения молодых людей в университетском чате «Вполушка» начальник управления по связям с общественностью и СМИ Вероника Смирнова отвечала так: «Меньше уделяйте времени мыслям и размышлениям о войне. У вас есть личная жизнь, у вас есть учеба, занимайтесь ей».

В мае 2023 началась эвакуация жителей Шебекино — прямо в общежития студентов.

Что происходило в белгородских вузах год назад и почему власти оказались эвакуировать жителей Шебекино в ПВР — читайте в материале «Грозы»

Студенты в Белгороде говорят, что сейчас все вузы находятся на дистанционном обучении. Однако в БелГУ, по словам студентов, ректор вуза Евгения Карловская не сразу согласилась с удаленкой в вузе.

4 января этого года губернатор белгородской области Вячеслав Гладков рекомендовал вузам и техникумам провести сессию в онлайн-режиме. Ректор БелГУ Евгения Карловская в тот же день объявила, что сессия в вузе пройдет дистанционно. А 19 января в телеграм-канале ректора написали, что после сессии все желающие смогут оформить «индивидуальный график», по которому студенты имеют возможность посещать занятия онлайн. В университетском чате «Вполушка» администрация вуза объяснила такое решение тем, что «полностью дистанционное обучение не дает качество на многих направлениях подготовки».

Приказ об условиях перехода на индивидуальный график в вузе опубликовали 6 февраля 2024 года. Согласно документу, заявление на индивидуальный график могут подать студенты:

Студенты возмутились таким решением в университетском чате «Вполушка» (скрины обсуждения есть в распоряжении «Грозы»). Многие из них писали, что отказ от обычного дистанционного обучения в пользу индивидуальных графиков может быть небезопасен.

«Все мы связаны с университетом, все мы знаем, как работает подключение онлайн) Что из себя представляет “индивидуальный график”, если честно, даже узнавать не хочется. Почему бы в такую обстановку, которая стала еще хуже, если брать в сравнение прошлый год, обезопасить студентов от лишнего риска и ввести НОРМАЛЬНУЮ дистанционную форму?» — писал студент в чате вуза.

«Какой выбор предоставляется студентам? Это только на словах где-то сказано, а на деле вы дали выбор быть в глазах преподавателей прогульщиками и мнимым образом сделали типо "право выбора", что называется добровольно-принудительно», — также спорила студентка.

На эти возмущения студентов отвечала начальник управления по связям с общественностью и СМИ Вероника Смирнова: «Глупости говорите! Если руководство предоставляет возможность учиться по индивидуальному графику, то у вас будет эта возможность. А так это просто нытьё».

По словам студентки БелГУ Екатерины, сейчас ситуация с дистанционным обучением в вузе разрешилась — все студенты учатся из дома. При этом она подтверждает, что споры о решении об индивидуальном графике были.

«В феврале [2024 года] у нас был огромный скандал с руководством вуза, когда был огромный спор про дистанционное обучение, когда руководство просто давало максимально расплывчатые ответы по этому [поводу] и просто говорило: „Ну, пишите заявление на индивидуальный график“. Сейчас в принципе никто не препятствует», — говорит студентка вуза Екатерина.

Карловская заняла место и. о. ректора в марте 2023 года, а позже стала ректором. Тогда же, по словам Екатерины, начались проблемы с дистанционным обучением в вузе.

«Предыдущий ректор буквально по любому чиху, по любому баху сажал нас на дистанционное обучение. А здесь же ректор очень сильно этому препятствует, она очень против этого дистанционного обучения. Вот из-за этого в феврале у нас был этот долгий муторный скандал», — объяснила Екатерина.

Другая студентка БелГУ Валентина учится на заочном отделении — она перевелась с очного несколько лет назад. Она рассказывает, что во время зимних обстрелов у нее дистанционно проходила сессия.

«У нас был очень сильный обстрел 30 декабря, когда погибло 25 человек, потом у нас были январские обстрелы. А у меня как раз начиналась сессия в феврале <...> Буквально у нас какие-то взрывы начинались, [при этом] у нас продолжались занятия. И мы все в таких расстроенных чувствах, и никто не понимает, что делать. И, конечно, никаких поблажек из-за этого не было. Все продолжают учиться, несмотря ни на что. И это психологически очень тяжело», — объясняет студентка БелГУ Валентина.

Студенты БГТУ, наоборот, отмечают, что их почти сразу переводят на дистанционное обучение во время обстрелов. Студент БГТУ Дмитрий рассказывает, что в вузе лишь некоторые преподаватели бывают против дистанта.

«Ничего критичного в работе вуза или изменения в качестве образования я не заметил. Изменилось только то, что в случае какой-то опасности выходим на смешанный [частично дистанционный] режим сразу. А если что-то совсем серьезное, то дистанционка, но только после приказа официального. Некоторые преподаватели бывают не согласны, конечно, до последнего. Считают, что все же лучше очно. Я тоже отчасти так думаю, но все же безопасность важнее», — говорит Дмитрий.

В общежитиях БелГУ и БГТУ, по словам студентов, работают бомбоубежища. Екатерина рассказывает, что на ее втором году обучения в 2022 им проводили экскурсии в укрытия вуза: «[Бомбоубежища] открытые. И, как я знаю, студенты даже стараются их как-то облагораживать».

Студентка БГТУ Анастасия тоже подтверждает, что в общежитиях есть оборудованные бомбоубежища: в них есть вода и даже слабый вай-фай. Но девушка столкнулась с проблемой — во время ракетной опасности она не успевала добежать до бомбоубежища с 10 этажа.

«Отключают лифты, неудобно, но так и должно быть, и приходится бежать с 10 этажа по лестничной клетке мимо окон. В подобной ситуации единственное, что остается — это переждать атаки в коридорах между капитальными стенами, и это очень стремно, учитывая, что над нами только один этаж, на нем никто, слава богу, не живет, просто стены из шлакоблоков без отделки. Очень неприятно, хотелось бы, чтобы хотя бы на эти окна наклеили бронепленку, ведь помимо нас еще восемь этажей жильцов», — описывает ситуацию в общежитии Анастасия.

При этом БГТУ в конце апреля опубликовал четыре контракта (1, 2, 3, 4) на покупку бронепленки для общежитий и учебных корпусов. Сумма закупок составила больше 19 миллионов ₽.

«Я не знаю, какие конкретно еще власти могут меры предпринять, чтобы обезопасить [студентов]. Максимум это, на самом деле, просто наклеить бронепленку, потому что по-другому тут сейчас никого не обезопасить. Ну, то есть вот, перевели на дистанционку. А так в городе в принципе находиться не очень безопасно, поэтому тут ничего и не поделаешь», — считает студентка БелГУ Валентина.

Сейчас все студенты находятся на дистанционном обучении и будут учится так до конца учебного года. Об этом в своем эфире 2 мая заявил губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков.

«Пока Москва пляшет, Белгород страдает». Что чувствуют белгородские студенты

Студентка БГТУ Анастасия уехала из города в марте 2024 года. «Ситуация, конечно, страшная, живешь в постоянном стрессе от прилета до прилета, и учиться не получается совсем», — комментирует обстановку в городе девушка.

Студент БГТУ Дмитрий, несмотря на обстрелы, остается в городе. Он рассказывает, что в университете из-за обстрела умерла его преподавательница по английскому — Инна Лагутина.

Молодой человек рассказывает, что у него нет тревоги, а обстрелы стали привычны. При этом в городе стало «не так комфортно» — например, закрываются пункты выдачи «Яндекс.Маркета». К войне против Украины Дмитрий относится негативно.

«Если честно, первый месяц казалось, что это может быстро закончиться, и, может быть, президент всем таким образом что-то докажет, но оно пропало. И при этом я все равно негативно относился», — говорит студент.

Студентки БелГУ Валентина и Екатерина тоже остались в Белгороде. Екатерина хотела бы уехать из города, но сейчас не может этого сделать — проходит медкомиссию на работу.

Девушка отрицательно относится к войне в Украине: «Банально, потому что пока Москва пляшет, Белгород, извините меня, страдает. И если бы белгородцы не подняли вот этот вой, мне кажется, на нас бы просто не обратили внимание».

Студентка БелГУ Валентина говорит, что состояние многих горожан подавленное. Помимо этого, как рассказывает студентка, на ее факультете в вузе ощущается давление на студентов. К бывшим однокурсникам Валентины на занятия приходила ректор Карловская, которая читала «патриотическую» лекцию, чтобы «снизить либеральность среди студентов», считает Валентина. А на одного из преподавателей написали донос из-за его высказываний на занятии.

«На преподавателя из моего вуза недавно какая-то студентка написала донос, записала его разговор о войне России с Украиной, слила это в анонимный телеграм-канал условно такой, зетный, который такое публикует. И из-за этого, насколько я понимаю, были проблемы тоже. Какое-то ощущение того, что вуз все больше закрывается в этом всем [в «патриотизме»]. Не знаю, как на других факультетах, обстановку нашу [свободную] как будто реально пытаются задавить. Это меня очень расстраивает», — говорит Валентина.

Валентина тоже выступает против войны. Она вспоминает, что до войны часто с родителями ездила в Харьков, чтобы, например, купить спортивную форму для школы. Также девушка работала в пунктах временного размещения (ПВР) после начала войны.

«Почти у всего Белгорода там [в Украине] есть родственники. Если не в Харькове, то где-то в других областях Украины. Я тогда думала, что это просто невозможно. Я, наверное, вообще весь 2022 год просто прорыдала, потому что для меня это была какая-то личная трагедия. Сейчас я тоже сопереживаю всем жителям Украины, которые страдают из-за этой войны. Я сопереживаю всем мирным людям, которых она задела. Я все еще не поддерживаю войну, но на самом деле, когда ты живешь в обстреливаемом городе, который тоже подвергается обстрелам, у нас тоже гибнут люди, то иногда... Я открываю видео в Инстаграме — у нас очень много белгородских блогеров, и там люди очень много записывают видео о том, что им плохо, больно. Если открываю комментарии, то я всегда вижу пожелания от жителей Украины: смерти, смерти всем россиянам, смерти белгородцам, смерти их детям. И это меня очень выбивает из колеи, потому что я не понимаю, как можно желать смерти людям, которые оказались в похожей ситуации, как и вы. Мы тоже мирные люди, нас тоже обстреливают, мы тоже гибнем, страдаем, нам тоже плохо. Конечно, их можно понять, но иногда мне бывает сложно из-за этого», — говорит девушка.

При этом из Белгорода Валентина уезжать пока не собирается. Помимо работы девушка не хочет покидать родной город.

«Конечно, жить здесь, если будут продолжаться такие обстрелы, тоже невозможно, потому что это какое-то постоянное ощущение страха. Думаешь, вот сейчас там прилетит ко мне, в мой дом, в соседний. Возле моего дома прилетало несколько раз. И 30 декабря, и потом во время обстрела недавно прямо в соседний дом прилетело. И я тогда очень испугалась, потому что это было очень громко. Я думала, что это все, это прилетело ко мне домой, это прилетело к нам в крышу или к нам во двор. Я потом вышла на балкон и увидела, что просто у соседнего здания нет куска. Там просто обвалился балкон, по-моему. <...> Это мог быть наш балкон, это мог быть наш дом. В принципе, как-то учишься жить с таким ощущением, что в любой момент ты можешь пострадать, ты можешь погибнуть, может пострадать кто-то из твоих близких», — объясняет Валентина.

Валентина также рассказывает, что в городе гибнут не только российские студенты, но и обучающиеся из других стран. Например, 16 февраля в городе погиб студент Белгородского госинститута искусств и культуры из Сирии Мохамад Шенани.

«С иностранцами отдельная история, потому что я не знаю, как это регулируется вообще между государствами. Как вообще здесь продолжать учиться иностранным студентам? Потому что это не их город, не их дом. Они страдают, гибнут. <...> Насколько я понимаю, из мер поддержки им предлагали только уехать к себе домой и оттуда подключаться на пары», — рассказывает девушка.

Подпишитесь на наш телеграм! Мы пишем о самом важном в академической среде и молодежной политике.
На главную